Информационная база Движения
создателей родовых поместий


Информационная база Движения создателей родовых поместий



Хорошие газеты
Родная газета Международная газета
"Родная газета"


Газета Родовое поместье Международная газета
"Родовое поместье"

Подписаться на рассылки
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка для тех, кто совершенствует среду обитания: как сделать, чтобы всем было хорошо. А на Земле быть добру!

Рассылка группы Google "Быть добру" Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом

Подпишись на рассылку "Движение создателей родовых поместий"
Рассылка для тех, кому интересен образ жизни на земле в гармонии с природой в своём родовом поместье. Родовое поместье – малая родина.

Рассылка группы Google "Движение создателей родовых поместий" Электронная почта (введите ваш e-mail):











Группы


















Организация поселений: успешные шаги и камни преткновения

От редакции: в этой статье ярко определён один из аспектов разногласий между поселенцами. Хотелось бы услышать тех «горожан», которые ещё в городе смогли осознанно минимизировать потребности в «благах» цивилизации.

It is very easy to create eco-villages, but very difficult to keep them running.
(Создавать экопоселения очень просто, но очень трудно сделать их действующими (заставить их жить) - англ.) Высказывание одного бывалого финна.

- А что ты думаешь об этих людях?
- Думаю, что это начальная эйфория, они только-только добились осуществления свой мечты - получили землю, и от этого всё представляется в розовом цвете. Сейчас они говорят о любви и о своих ощущениях от первой встречи с природой, но, если не осмыслят некоторые вещи, то через два года могут столкнуться с распространёнными типичными проблемами в своём поселении.
- Дим, но неужели ты не веришь, что люди могут своей любовью действительно преодолеть все эти препятствия?
- Всё может быть, но, видишь ли, здесь мы наблюдаем то, что уже происходило не раз и повторяется снова и снова в разных поселениях. Вначале к людям приходит радость и любовь, но они не знают, откуда она к ним приходит, и не смогут ничего с собой сделать, когда это чувство вдруг неожиданно покинет их. Это просто случается с ними. Как потом "вдруг" случаются проблемы. Именно поэтому хочется предложить разумные принципы и рекомендации, чтобы создать объективные условия для сохранения этой любви, заранее предупредить конфликты. Чтобы люди могли следовать им даже тогда, когда любить не получается… Когда люди обнаруживают, что соседи не так идеальны, как казалось, пока не жили рядом.
- То есть ты не веришь, что могут быть всё-таки исключения, когда люди даже в самые трудные моменты для поселения сохраняют силу духа и верность идее?
- Исключения, конечно, могут быть. Но в данном случае интересуют не исключения, а путь, пригодный для массового использования. Такой, который можно было бы рекомендовать большинству российских родовых поселений. Путь, на котором известны все грабли и люди сами могут выбирать, наступать на них, или не наступать.

Мой разговор с Дмитрием Ватолиным.


ВВЕДЕНИЕ
Этот цикл статей появился на свет в результате нашей переписки и личного общения с Дмитрием Ватолиным (родовое поселение Ковчег), когда, описывая друг другу разнообразные наблюдения из жизни своих и других известных нам поселений, мы увидели в развитии родовых поселений, создаваемых на основе идей Анастасии во многих регионах нашей страны, довольно много общих закономерностей. Порой эти закономерности просматриваются настолько чётко, что за несколько тысяч километров друг от друга могут существовать поселения с очень похожей историей и очень похожими проблемами. Однотипные организационные шаги приводят к типичным последствиям, и это касается как успехов в развитии поселения, так и острейших проблем. Поэтому и родилась идея написать об этом - как для тех, кто ещё только начинает создавать своё поселение и хочет избежать лишних проблемных ситуаций, так и для тех, кто уже пережил на опыте те или иные сложные моменты и задаётся вопросами, что можно сделать для их исправления. Если бы опыт уже существующих в России поселений был более широко известен, то и организаторы новых, и люди, желающие создать своё родовое поместье и не задумывающиеся пока о поселении в целом, гораздо больше внимания обращали бы на некоторые моменты, которые по своей важности вначале могут казаться незначительными, но в конечном счёте оказывают решающее влияние на судьбу поселения.
Я не могу утверждать, что моё видение ситуации является в полной мере объективным, беспристрастным и истинным, однако, когда видишь и слышишь одни и те же вещи в совершенно разных поселениях, поневоле приходится обобщать и делать какие-то выводы. С этими выводами, а также с примерами из жизни поселений, на которых они основаны, мне бы и хотелось ознакомить читателей.
Практически все примеры (за исключением случаев, когда это специально оговаривается) взяты из жизни поселений (Курганской, Челябинской, Свердловской, Пермской, Кировской обл., респ. Удмуртия, отдельных поселений Центральной России), в которых мне либо довелось побывать лично, либо с участниками которых мне довелось лично пообщаться.
Вполне возможно, что те мысли, к которым я прихожу на основе анализа всего этого доступного мне опыта, могут в будущем претерпеть изменения, и тогда, быть может, придет время для новых мыслей и новых статей :). Тем не менее, я описываю то положение дел, которое существует на сегодняшний момент во многих поселениях, и думаю, что о нём стоит рассказать.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕЕ: "ГОРОЖАНЕ" И "ПОСЕЛЕНЦЫ"
Конечно, книги Владимира Мегре читали все или почти все, кто организовывает или собирается жить в родовом поселении. И, как правило, когда будущие участники проекта встречаются и общаются в городском клубе или инициативной группе, факт чтения книг является часто (хотя и не всегда) достаточным для того, чтобы найти с новым человеком общий язык и тему для разговора. Однако на этапе первых непосредственных практических действий по организации родового поселения (выбор земли, обсуждение вопросов о юридическом оформлении и способе освоения, разметка участков, начало строительства) между доселе дружными участниками группы неожиданно начинаются самые непредсказуемые разногласия.
В самом первом приближении, в группах выделяются те, кто хочет начать непосредственную работу с землёй, и те, кто не хочет - иногда по достаточно глубоким идейным причинам. К примеру, здесь в Кургане, есть человек по имени Игорь Воронин, который участвовал в деятельности читательского клуба с самого его основания и очень глубоко и внимательно изучал - не просто читал, а именно изучал - книги Мегре, так что может легко цитировать их даже с указанием страницы. Однако этот человек в 2002 году выразился довольно резко против идеи взять землю и начать обустраивать гектары. И мотивировка его была следующая: «У нас вряд ли получится что-то на земле до тех пор, пока мы не придём к единству в деталях проекта поселения, а также не подготовим своё сознание, совершив определённую психологическую (духовную) работу над собой (в том числе более глубоко изучая и обсуждая книги, сравнивая наше понимание их и выполняя описанные в книгах практические упражнения, которые можно выполнить в городских условиях). Иначе, - говорил он, - во-первых, мы не будем в полном смысле слова единомышленниками, а во-вторых, мы принесём в поселение все свои городские пороки».
Остальные участники группы, однако, не поддержали Воронина, вполне резонно заметив, что вероятность очистить помыслы и провести эффективно какую бы то ни было работу над собой в городских условиях весьма невелика: "Земля лучше покажет, кто есть кто и кто чего стоит, чем любые наши теоретические обсуждения". Что касается образа поселения, то большинство сошлось на том, что сначала надо увидеть и почувствовать землю, а потом уже планировать, что на ней строить. В итоге Игорь Воронин в проекте участвовать отказался и начал делать попытки собрать новую группу.
В последующие 6 лет земля действительно показала очень многое по поводу того, кто есть кто, однако, когда это стало ясно, что-то исправить было уже трудно, поскольку многим из тех, кто, как выяснилось, оказался не готов к освоению земли, участки были уже переданы в частную собственность. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать и то, что у самого Воронина дела тоже далеко не продвинулись: новую работоспособную группу ему собрать так и не удалось.
Таким образом, выявилась и правота, и неправота обеих сторон. Это, правда, что, когда человек живёт в своём поместье, у него действительно появляется время и силы что-то осмыслить и исправить в своей жизни - больше, чем в городе. Но верно также и то, что далеко не все готовы именно переехать и жить на земле. Очень многие берут землю в поселении просто так, даже явно зная, что не переедут - то ли думая, что само по себе право собственности на гектар земли чудодейственным образом спасёт их, то ли надеясь, что чудо для них сотворят единомышленники или встреча с половинкой. И если вот эти вещи заранее не прояснены, то потом и впрямь выясняется, что люди, взявшие землю, могут лишь весьма и весьма условно называться единомышленниками.
Здесь мы подходим к, пожалуй, основополагающему различию в понимании идеи родового поместья и поселения, которое обобщенно можно сформулировать так: разные люди очень по-разному представляют себе ту роль, которую родовое поместье должно играть в их жизни.

• одни люди, поддерживая идею родового поместья в принципе, для себя лично, тем не менее, считают более правильным остаться жить в городе и делать что-то во благо идеи там.
• другие также полагают, что им самим предпочтительнее жить в городе и "самореализовываться в социуме", но считают нужным всё же иметь где-нибудь родовой гектар для будущего или для "успокоения души".
• третьи берут землю для того, чтобы, пусть самим и не жить на ней, но всё же постепенно подготовить поместье для своих потомков - детей и внуков. Примерно так: я посажу здесь лес и сад, а через 40-50 лет, когда всё вырастет, мои дети (внуки) уже смогут сюда переселиться, потому что материальная база, обеспечивающая проживание, и пространство Любви, оберегающее живущих здесь, будут уже созданы (пока же всё это не создано, жить в поместье ещё малореально).
• четвёртые планируют более активное освоение участка, намереваясь приезжать на участок на лето и на выходные, т.е. использовать свой "родовой гектар" как дачу, а в будущем, когда представится благоприятная возможность, может, даже и переехать жить насовсем.
• пятые люди берут землю для того, чтобы переселиться на неё и сразу же начать там жить.

Я оставляю в стороне всевозможные случаи, когда люди берут землю из откровенно корыстных соображений, чтобы вложить деньги и перепродать и т.п. Понятно, что такое тоже бывает часто, однако вопросов в таких случаях возникает гораздо меньше, чем в ситуации, когда коренным образом расходятся взгляды людей, вдохновленных одними и теми же книгами, одной и той же, казалось бы, общей идеей.
Расхождения же эти начинают принимать весьма серьёзное значение, как только начинаются практические действия по освоению взятой под будущее родовое поселение территории.
Вот мой разговор с Владимиром, новым человеком, хотевшим взять участок у нас в поселении:
- Вы хотите переехать в поселение и жить здесь?
- Нет, что вы, у меня пока не получится. У меня в городе бизнес, и потом семья, дети...
- Тогда зачем же вы хотите брать участок?
- Ну, как вам сказать... Я вот живу, годы проходят, а всё как-то суета, суета... Хочется сотворить хоть что-нибудь вечное...
- И как вы хотите это сделать?
- Ну, будем потихонечку ездить, потихонечку сажать... Ну, хоть по нескольку саженцев в год, но уже хоть что-то - все же хоть какие-то настоящие плоды от нашего труда будут... Что-то истинно ценное... На века...
Как видно, этот человек не надеется особо на то, что будет когда-то в поместье жить и вкушать плоды того, что он сейчас посеет. Им движут исключительно духовные, альтруистические и на самом деле возвышенные соображения. Однако, если в поселении есть постоянные жители, живущие уже не первый год, то я ручаюсь, что они постараются сделать всё, чтобы этому человеку земли не дать. А дать тому, кто готов переехать на постоянное жительство в поселение уже сегодня.
Почему же так происходит?
Все пять перечисленных мной позиций находятся в полном соответствии с идеями Анастасии, изложенными в книгах Мегре, и, я бы даже сказал, что в самих книгах позициям дачника и того, кто сажает для потомков, уделяется больше внимания, чем постоянным жителям поселения (вспомните строки об офицерах из 8-й книги: "...и пусть пока (т.е. по сути, всю жизнь до пенсии!) он будет жить в офицерском общежитии, казарме или даже в палатке в полевых условиях... хоть только раз в году приедут они на побывку на свою малую родину и помечтают, где должен быть вырыт пруд, где поставлен дом..."). Но, тем не менее, на практике в тех поселениях, которые я знаю, как только на постоянное жительство на поля перебирается хотя бы несколько (2-4) семей, конфликт между постоянно живущими экопоселенцами и "горожанами" возникает почти неизбежно по целому ряду причин.
И главная из этих причин в том, что при переселении в поместье и объём подлежащих удовлетворению на месте бытовых потребностей, и связанность человека с землёй и окружением, и потребность в дружественной социальной среде возрастают на порядок.
Это вещь, которую понять чрезвычайно важно: разница между периодическими приездами на поля и постоянным проживанием на них (особенно, когда человек продал свою квартиру, и отступать ему некуда) колоссальна, ибо для "дачников" родовое поселение и его дела находятся в основном на уровне хобби - это не связано с жизненно важными интересами - дом, семья, работа остаются в городе. Для поселенца же (т.е. того, кто уже ПОСЕЛИЛСЯ) жизнь поселения - это ВСЁ в его жизни. Для дачника такие, например, вопросы, как электрификация поселения, чистка дорог зимой, заготовка дров, постройка общей бани, организация школы - это вопросы малоактуальные (потому что горожанин ест, моется, стирается, гладится и т.д. в городе, а его дети ходят в обычную школу), и когда поселенцы просят выделить 100 тысяч из бюджета поселения на покупку трактора, горожане эту идею часто воспринимают в штыки, для них это кажется просто растранжириванием денег, которые бы лучше пустить на организацию нескольких праздников или брачных слётов либо заплатить за оформление документов. Но для постоянно живущих в поселении людей вопрос об электрификации и электрическом освещении - это часто вопрос сохранения зрения, вопрос о покупке трактора - это вопрос о возможности перемещения грузов по поселению и о связях зимой с внешним миром; вопрос о бане - это вопрос элементарной гигиены и возможности наладить быт. Вопрос о школе - это вопрос о жизнеспособности самой идеи поселения и его культуры. И жить без этих вещей чаще всего гораздо труднее, чем без документов межевой комиссии.
Все эти моменты особенно верны для современного этапа - этапа первопроходцев. Это в идеальном, уже сплошь покрытом цветущими садами будущем можно ждать бесконечно долго, пока твои соседи выйдут на пенсию и приедут жить на свой участок, а если жить, как Анастасия, т.е. в лесу без всяких материальных и социальных благ (к которым мы все так привыкли), то можно и вообще не ждать. В современных же условиях, когда на первопроходцев ложится колоссальная нагрузка - и наладить быт, и найти способы заработка, и создать новую систему образования для детей, создать новую культуру, новый образ жизни и поведения, отстоять свою идею в часто достаточно агрессивной среде жителей близлежащих деревень и местных властей и т.д. - в этих условиях каждый человек, переселяющийся в поселение жить постоянно, становится как бы бойцом за выживание всего поселения в целом. В условиях, когда нужно действовать, занять какую-то активную позицию, принять важное решение, отсутствие людей на полях, их неосведомлённость о текущей обстановке, невозможность быстро с ними связаться и согласовать важный вопрос - причиняет поселенцам массу неудобств и трудностей. И потому поселенцы рано или поздно начинают относиться к "горожанам" всё жёстче: или будьте с нами, или, если вы не готовы к такой жизни, отдайте землю тем, кто готов.
"Горожанам", особенно с чистыми и самыми искренними светлыми намерениями, очень трудно бывает понять такое отношение: оно кажется им совершенно необоснованным, безрассудно жестоким, эгоистичным и т.д. - они не могут понять, как можно от них требовать переселения на землю, когда они и так делают всё, что могут, на благо идеи, когда у них такая куча проблем в семье и на работе, когда так мало денег, не на что строиться и т.д.
Более того, некоторые горожане - и в определенном смысле это тоже весьма резонно - вообще, в принципе, против немедленного освоения участков, поскольку считают, что поспешность в этом деле неизбежно приведёт к искажению анастасиевской идеи, её "приземлению". "Вас никто не заставлял сломя голову рваться жить на поля, - сказал мне один из наших организаторов - Это был ваш собственный выбор. Вы должны были осознавать всю ответственность такого шага. Так что теперь терпите все последствия вашего поспешного и непродуманного решения". - "Но как же так? - в свою очередь удивляемся мы. - Да, никто не заставлял, но мы ведь думали, что у нас у всех общая цель - построить поселение. А как же можно построить поселение, если не переселяться? Мы-то думали, что вы все с нами заодно и намерены жить здесь..."
Подобного рода недоразумения, возникающие на практике сплошь и рядом, явно свидетельствуют о том, что единой общей идеи, сформулированной в пригодном для практического воплощения виде, у горожан и поселенцев, как оказалось, нет. Для одних поселение - это основной способ жизни, другие же о поселении не думают совсем, думая лишь о родовом гектаре - "месте, куда всегда можно вернуться" и т.д.
Люди берутся делать общее дело, не договорившись о его конкретном содержании. И, естественно, что в результате каждый начинает "тянуть воз в свою сторону". Да, есть очень много работы, которую можно и нужно провести в городах - это касается и очищения организма, и целительства, и деятельности по изменению сознания людей, и работы в органах власти, и проведения культурных мероприятий, и исполнения песен со светлыми образами - однако всё это вряд ли можно считать участием в жизни и развитии конкретного поселения. Поэтому когда человек, занимающийся такой деятельностью и живущий в городе, берёт землю в поселении, хорошо бы чётко понимать, что он берёт её с иной целью, чем поселенцы, настроенные на постоянное проживание в своём поместье. Даже если признать, что такой человек тоже создаёт родовое поместье, надо иметь в виду, что его понимание родового поместья очень отличается от понимания поселенцев. И факт чтения и принятия книг Мегре ещё не говорит о наличии у людей общей цели.
Книги В. Мегре очень глубоки, многогранны и охватывают самые разнообразные аспекты жизни человека, общества и мироздания в целом. И, наверно, как и любая попытка говорить словами о САМОМ ГЛАВНОМ, они неизбежно символичны и местами иносказательны. Они не столько содержат в себе какую-то конкретную систему взглядов и рекомендаций, сколько стараются пробудить у человека, читающего их, его собственные мысли, чувства, переживания. Как и любой настоящий Учитель, Анастасия не даёт нам готовых истин, она старается научить нас самим находить свои истины (и отсюда, кстати, кажущаяся противоречивость очень многих её высказываний). Поэтому идеи, рождающиеся в душах разных людей от соприкосновения с "Зелёными книгами", чрезвычайно индивидуальны, и глубина "понимания книг" (по сути - глубина погружения в себя, спровоцированного книгами) может изменяться с каждым новым прочтением. И, следовательно, говорить, что люди, принимающие "Зелёные книги", служат одной общей идее – всё равно, что сказать, что общая идея есть у всех, кто пережил высокие чувства от общения с природой. Общность, конечно, есть, но эта общность находится на таком высоком и общем :) уровне, что для такой практической вещи, как строительство родового поселения такой абстрактной общности явно оказывается недостаточно. Здесь должна быть достигнута общность понимания в очень конкретных, "земных" вещах, непосредственно касающихся организации и жизни поселения.
И те конкретные причины, по которым возникают трения у постоянно живущих поселенцев и "горожан", носят совсем не идейный, а сугубо практический характер:

1) Прежде всего, если во вновь создаваемом поселении хотя бы несколько семей уже намерены постоянно жить, то требуется в оперативном порядке решать огромное количество важных вопросов (разметка территории, инфраструктура, заработок, школа, взаимодействие с внешним миром и т.д.), требующих и сил, и средств, и, самое главное, единства и согласованности действий. Достигнуть же единства и согласованности с людьми, которые редко приезжают в поселение и мало знают о том, что там происходит, крайне сложно. Мало того, что очень часто даже просто физически невозможно собрать весь коллектив в одном месте (у нас, например, собрание, на котором присутствуют 25% от всех участков, считается очень представительным; собрать 40-50% просто невозможно), но ведь ещё и взгляды на множество вещей у горожан и поселенцев часто диаметрально отличаются в силу весьма разной степени знакомства с местными условиями. Горожане очень часто предлагают идеализированные решения на основе прочитанной литературы, советов из Интернета и т.п. и горячо отстаивают свою правоту. Поселенцам же, на долю которых выпадает основная тяжесть выполнения (или невыполнения) и последствий этих решений, гораздо ближе какие-то более приземлённые, но проверенные практикой варианты. И прийти к единству в таких случаях бывает крайне сложно: люди просто говорят на разных языках. Очень часто горожане - именно потому, что не живут постоянно - вообще не видят необходимости в тех или иных делах (скажем, электрификации поселения), и тогда поселенцам приходится налаживать многое своими силами.

2) В условиях, когда территория поселения велика, а плотность населения низкая (скажем на 200 га приходится только 10 постоянных жителей), осуществление каких угодно внутренних проектов в поселении силами самих поселенцев становится очень нелёгким. Скажем, из-за того, что поселение велико, требуется отсыпать (расчищать, прокашивать, ремонтировать, чистить зимой от снега и т.д.) 5-10 км внутренних дорог или протянуть столько же километров электропроводки силами всего 10-15 семей. Если бы все 100 поместий участвовали в проекте, было бы намного проще. Если бы кроме этих активных 10-15 семей больше никого не было, и территория поселения была бы 15-20 га (и длинна дорог, соответственно - 1-2 км) - тоже было бы легче. Но когда по факту из 100 семей половина не появляется на полях вообще, ещё четверть ездит редко и не считает нужным тратиться на обустройство, а те же дороги, мосты, электропроводка, Общий Дом и пр. должны быть созданы, чтобы поселение смогло нормально функционировать, обеспечивая проживание тех, кто в нём живёт постоянно - то для поселенцев участки горожан становятся в прямом смысле обузой.

3) С этим связан и следующий момент: когда одни люди что-то создают своими силами, а другие приезжают и пользуются (или ждут, пока для них "создадут все условия"), то вероятность обид очень высока.

4) Не следует думать, что перечисленные моменты верны лишь для тех поселений, которые решили проводить у себя централизованное электричество и обсыпать все дороги. При децентрализованном энергоснабжении (в т.ч. с альтернативной энергетикой) могут возникать аналогичные ситуации. К примеру, у нас в поселении многие освещают дома от аккумуляторов, заряжаемых в разных местах. Однако переноска аккумуляторов на большие расстояния довольно неудобна. При большей плотности населения от нашей солнечной батареи, к примеру, можно было бы заряжать и аккумуляторы соседям. Однако ближайшие постоянно живущие соседи находятся от нас на расстоянии более километра, и сейчас солнечная батарея значительную часть времени работает вхолостую. Заводить же солнечную батарею (а также контролеры заряда) в каждом отдельном доме (в большинстве из которых живут одинокие женщины, не особо разбирающиеся в электричестве) гораздо дороже.
Низкая плотность населения ставит перед поселенцами и другие проблемы. Чем дальше от тебя живёт сосед, тем менее возможно совместное пользование какими бы то ни было общими вещами. Скажем, если все 4-8 соседних гектаров заселены, то им вполне достаточно иметь на всю компанию один колодец (скважину), один бензиновый генератор, одну бензопилу, один шуруповерт, один легковой автомобиль с прицепом и т.д. Когда же один сосед живёт в 500 м, другой - в 700, до третьего уже более километра, то тут уже каждому приходится тратить по 25-30 тысяч на колодец (скважину), покупать свой инструмент и генератор (тащить 30-40-килограммовую дуру на такие расстояния уже тяжело, а машина под рукой есть не всегда) и т.д. Превращается в проблему и транспортировка стройматериалов с одного поместья на другое (а такая потребность возникает): к соседу, за 50-100 м доски еще можно перенести на руках, но за километр... Кроме того, в большом поселении с низкой плотностью населения поселенцам чаще приходится пользоваться транспортом и средствами связи (и, соответственно, тратиться на бензин, платить за телефонные переговоры). В компактном поселении (как, скажем, Ковчег) в любой конец можно дойти пешком за 15-20 минут, поэтому пользоваться автомобилями на внутренней территории в Ковчеге не принято. Когда же поселение тянется на километры (при том, что живут в нем всего несколько семей), то соблазн съездить к соседу на машине становится очень велик. Это же касается и связи. У нас в поселении уже несколько месяцев всерьёз обсуждается мысль о том, чтобы каждому поселенцу приобрести рацию и носить её с собой (телефоны берут не везде) - а это опять-таки дополнительные расходы, не говоря уже о том, что все эти аппараты нужно будет заряжать от электросети, а это пока проблема.
Таким образом, даже рассуждая чисто экономически, выходит, что низкая плотность населения при больших расстояниях (возникающая за счёт отсутствующих на полях "горожан") самым элементарным образом увеличивает расходы постоянно живущих поселенцев в разы.

5) Если на каком-то участке или прилегающей территории выявляются какие-то нарушения (например, заужена дорога или саженцы высажены за границей участка, на дороге; отсутствует разметка, на дорогу свален привезённый стройматериал и т.д.), то для устранения подобных вещей требуется присутствие хозяина. Если же хозяин участка появляется в поселении редко, то устранять такие проблемы становится сложно, и они могут всё накапливаться, заражая примером и соседей. К примеру, у нас в поселении, которое существует уже 5 лет, до сих пор на некоторых участках (и даже целых полях) разметка на местности отсутствует, и вместо границ и дорог виднеются лишь заросли бурьяна, через которые автомобили и трактора порой торят себе путь по собственному усмотрению.

6) Создающееся поселение практически всегда вызывает пристальное внимание со стороны местных властей и жителей близлежащих деревень, которые нередко наведываются в поселение как из простого любопытства, так и с разнообразными вопросами и задними мыслями. И очень часто именно постоянным жителям приходится иметь с этим дело. И когда 5-10 постоянным жителям приходится отвечать на вопросы по поводу всех 200 га (из которых подавляющее большинство находится в весьма запущенном состоянии) или беспокоиться об охране этих 200 га - не только от людей, но и от осенних и весенних травяных пожаров, например, - это тоже вряд ли может быть приятным.
В условиях, когда большая часть участков не осваивается и не используется, становится довольно трудно объяснить людям со стороны, что здесь строится поселение. Нередки случаи, когда на территорию поселения, формально существующего уже несколько лет, приезжают (обычно не в выходные, а в будние дни, т.к. по работе) журналисты (даже вполне сочувствующие идее), но не находят на месте ничего, кроме густого бурьяна да нескольких убогих строений (землянку с единственным постоянным жителем могут и не заметить), и, естественно, они уезжают разочарованными и пишут в своих газетах далеко не самые лестные отзывы об анастасийцах, потому что контраст между громкими заявлениями организаторов и фактическим положением дел на полях оказывается разительным. Причём, в результате таких случаев мнение об анастасиевцах как о легкомысленных демагогах, не отвечающих за свои слова, становится широко обиходным.
«Подъезжая, я думал увидеть поместья без телефона, с солнечными батареями, кедрами, газонами и прочими обязательными элементами поместий по-анастасиевски. Но на самом деле кроме высоких бурьянов, оставшихся с лета, и недавно выкопанных озер без воды, ничто не указывает на их принадлежность к учениям Анастасии» (Украинская газета «Дело», http://delo/ua/news/after/info-62655.html; «Быть добру», №3 за 2008 г.)
Аналогичным образом, власти, получая тут и там информацию о вялом использовании участков, настраиваются недоверчиво - так, что пробить получение статуса населённого пункта для пользы горстки постоянных жителей будет уже нелегко.

7) Горожане, проводя большую часть своего времени в иной социальной среде, очень часто привозят с собой в поселение мысли, эмоции, идеи, решения, которые так или иначе вступают в противоречие с тем образом жизни, который принят в поселении. Для того, чтобы перестроиться от городских проблем и городского типа мышления на поселенческий лад, требуется обычно некоторое время, несколько дней. Приезжая же раз в неделю и пытаясь всё сделать наспех, человек неизбежно и мыслит и действует по привычным шаблонам, по-городски - в том смысле, что может не осознавать последствий своих действий для земли и для поселения в целом. Скажем, горожанину для того, чтобы быстро построиться, проще всего и дешевле нанять на стройку каких-нибудь бродяг из соседней деревни. Однако появление в поселении таких людей - как правило, и пьющих, и курящих, и нецензурно выражающихся, и т.п. - никогда не бывает приятным для других поселенцев.
(Это кажется парадоксом, но в реальности все происходит именно так: при каких-то теоретических обсуждениях горожане очень часто говорят об Идее и предлагают более "духовные", идеализированные решения (например, "давайте жить совсем без электричества"), апеллируют к силе мысли и т.п.- тогда как поселенцы кажутся настроенными более "приземленно". Но в практических вопросах (скажем, строительство собственного дома) те же самые люди поступают куда более "по-технократически", чем поселенцы. К примеру, у нас в поселении синтетические строительные материалы (пенопласт, минвата, пластиковые окна и панели, ксилитоволоконные плиты и т.п.) использованы почти исключительно в домах горожан. Постоянные жители живут в "лисьих норах", деревянных, саманных домах и т.п. Этот парадокс (расхождение сознательного мышления и инстинктивного практического поведения) - один из моментов, осложняющих взаимопонимание в поселении).

8) Из-за того, что многие начинания поселенцев наталкиваются на непонимание и даже сопротивление горожан, постоянные жители начинают ощущать отсутствие поддержки со стороны остальных участников группы, из-за чего им очень трудно становится говорить и действовать от имени всего поселения (в т.ч. в контактах с внешним миром). Они начинают приходить в замешательство при ответах на вопросы о поселении и вообще их общественный энтузиазм и инициатива падает. Получив пару раз по рукам за своё рвение во имя общего блага, люди начинают склоняться к мысли, что "инициатива наказуема", а такая позиция никоим образом не способствует развитию поселения.

По моим наблюдениям, вот это различие ("поселенцы" и "горожане") между людьми, начавшими совместно творить поселение, оказывается в будущем наиболее важным - куда более важным, чем их религиозные воззрения, чем их представления о том, можно ли пить, курить или есть мясо, можно ли менять своих половинок и т.п. Поэтому вот этот вопрос - для кого и для чего создаётся поселение: для постоянного проживания, для сезонной, дачной жизни или для заботы о потомках (иногда даже не знающих, что для них приберегли участок) - должен быть обдуман и разрешен в первую очередь, ещё до разметки земли. И это решение должно сообщаться каждому. Потому что в противном случае те, кто переселятся жить в поселение и увидят, что другие не готовы их поддержать, будут считать себя обманутыми и даже в каком-то смысле преданными своими "единомышленниками".
Этот вопрос может оказаться не так-то просто урегулировать заранее, потому что до знакомства с землёй очень многие участники городских анастасиевских клубов имеют о ней весьма отдалённое, умозрительное представление и на самом деле не знают, смогут ли они построиться и переехать на поместье или нет. Очень многие совершенно искренне верят в то, что все те чудеса и сверхъестественные вещи, о которых написано в "Зелёных книгах", начнут с ними происходить буквально сразу, как только они получат землю. А раз так, то, конечно же, переселиться не страшно. Однако, когда оказывается, что со сверхъестественными вещами всё обстоит иначе, чем предполагалось (и я ещё напишу об этом ниже), то и планы на жизнь в поместье начинают отодвигаться в далёкое будущее.
Поэтому я считаю, что когда мы начинаем новое и незнакомое дело (тем более связанное с привлечением широкого круга других людей), то неразумно и не совсем честно основывать его успех на вещах, о работе которых мы не имеем представления. Лучше либо заранее опробовать все неизвестные моменты на собственном опыте, либо чётко исходить из того, что общеизвестно на настоящий момент. Расчёт на успех, безусловно, должен быть, но успех этот должен представляться вполне конкретно и в тех образах, в которые люди практически верят в своей повседневной жизни. Вполне нормально рассчитывать на помощь левитации и телепатии, когда поселение создаёт группа практикующих йогов, но когда речь идет о замученных бытовыми проблемами домохозяйках, лучше строить расчёты на более приземлённых вещах.
Очень многие горожане критикуют жизнь в современных действующих родовых поселениях, говоря, что она весьма далека от того, что описывается в книгах Мегре, и очень технократична, а порой и коммерциализована. И потому выступают за то, чтобы не торопиться с решительными действиями по освоению земли, а отложить строительство и переселение до тех времен, когда у нас изменится сознание, когда мы начнём ближе чувствовать и понимать природу, проводя на ней своё свободное время и не засоряя в это время свою мысль заботами о строительстве, посадках и пр. "Не будем нести свою грязь на землю, - говорят они, - пусть здесь у нас будет совсем другая жизнь, чем в городе, чтобы мы могли почувствовать контраст, сравнить и осознанно выбрать в конечном счёте". "Лучше вообще не жить на земле, чем жить не по-анастасиевски" - примерно так.
И в первые годы существования поселений создаётся впечатление, что этот метод работает. Люди отдыхают душой в своих поместьях, и с ними на самом деле случаются удивительные и волшебные вещи. И часто это возвышенное состояние остаётся с ними и на протяжении недели до следующих выходных и помогает им оставаться чистыми душой и среди городской суеты.
Однако, живя в городе, человек всё равно сохраняет массу бытовых привычек (брать воду из-под крана, пользоваться электричеством, выбрасывать мусор в мусоропровод, покупать всё необходимое в магазине, получать деньги на работе и пр.), от которых ему придётся либо отказаться в поселении, либо, чтобы сохранить их, воспроизвести в поселении какие-то городские условия. Эти привычки находятся на бессознательном уровне, часто на уровне телесных ощущений (и далеко не всегда осознаются), и поэтому даже очень духовным и подготовленным людям оказывается трудно перейти к постоянной жизни на земле без того, чтобы воспроизвести около себя какие-то привычные блага цивилизации. Человек может очень долго мечтать о жизни на природе и верить, что ему легко отказаться от всех удобств, однако физическое ощущение дискомфорта (холод, укусы комаров, например) в конечном счёте может заставить его, невзирая на все свои убеждения, поступить "по-технократически".
Поэтому некоторые "уступки технократии" при переселении на постоянное жительство в поселение неизбежны, и сравнивать жизнь поселенцев с эпизодами кратковременного пребывания на природе некорректно - это разные вещи.
И в связи с этим позиция "поселенцев-практиков" - "пусть мы здесь живём не совсем идеально по-анастасиевски, но всё равно лучше и чище, чем в городе" - представляется вполне здравой.
Я думаю, что оба подхода (т.е. и постоянная жизнь в поселении, и "дачный образ жизни") дают свои положительные результаты и являются воплощением тех идей, о которых написано в книгах Мегре. Действующие поселения уже сегодня создают живое воплощение нового общества и образа жизни и реальную позитивную альтернативу вымирающим деревням. "Дачные" поселения очень положительно влияют на городскую жизнь. Люди, черпающие вдохновение в поездках на свои участки, проводят в городах массу полезной работы - и производственной, и образовательно-воспитательной, и политической, и культурной (так, в Кировском поселении "Чистые Истоки" очень мало зимующих (да и те ездят на работу в город), но социальная активность кировских помещиков в городе исключительно велика: они и избираются в депутаты, и организовали Академию развития родовых поместий, и проводят летний детский лагерь, и много другого).
Но, несмотря на важную роль обоих подходов, важно понять следующее: в одном и том же поселении они уживаются плохо. И я уже писал почему: то, что горожане живут за пределами поселения и в иной социальной среде, мешает решению конкретных практических вопросов развития поселения. Возникающие же на этой почве претензии поселенцев нарушают естественный ход отдыха и деятельности горожан на своих поместьях, заставляя их делать то, к чему они ещё не готовы или чего не хотят делать (проводить то же электричество, к примеру).
Все описанные разногласия происходят оттого, что с самого начала не формулируется чётко идея, ради которой люди собрались вместе. Как бы предполагается, что, раз все читали одни и те же книги, то и идея у всех одна. Но в действительности в книгах Мегре очень много разных идей; для успешного же формирования родового поселения нужна конкретика - Образ того конкретного поселения, которое мы, конкретные люди, хотим и готовы создать. Об этом - уже более детально - мне и хотелось бы написать в следующих статьях этого цикла.

Ольховой Дмитрий, 19 марта - 26 апреля 2008 г.
Родовое поселение Родники, Курганская обл, [email protected]

Продолжение в следующем номере.


--- Подпишись на рассылки и газеты... --- --- Информационная политика газеты... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---

Поделиться в соц. сетях

Нравится



Разработка сайта http://devep.ru
Copyright 2006-2023 © Международная газета "Быть добру"
Информационная политика международной газеты «Быть добру» http://gazeta.bytdobru.info/o-gazete/#anchor163
Ответственность за содержание информации несёт её автор.