Сыроедение - путь на Олимп
В 1967 году по совету отца я прошел курс лечебного голодания по поводу серьезной болезни. Через год - еще раз, для закрепления результатов. А потом - понравилось, «войдя во вкус», стал делать это регулярно, как уборку перед праздником.
Удивительное состояние возникает после голодания. Его трудно с чем-то сравнить, но может быть, оно ближе к тому восторженному чувству, которое бывало в детстве, когда во сне летал. Во всем теле идеальный порядок, в голове прозрачная ясность, все чувства обновились и обострились, настроение приподнятое, устойчиво-оптимистическое, хочется творить добро и совершать героические поступки. Такое состояние держится несколько недель, а затем незаметно сходит на нет. Остается желание снова провести голодание, несмотря на известные трудные моменты и необходимость существенно напрягаться.
В те времена многое было еще не изучено, голодание предлагало уникальную информацию к размышлению и порождало новые вопросы. Я не врач, но дело отца меня увлекло, его идеи были мне близки и понятны. Именно с освоения голодания начались эксперименты, приведшие позже к открытиям.
Как-то в конце 1976 года я попал на удивительную лекцию. В небольшом клубе, вполне серьезный немолодой человек рассказывал о том, что если не есть ничего вареного, а питаться только сырой, натуральной пищей, то избавишься от всех своих болезней и, даже если захочешь, не сможешь ничем заболеть. Невероятно вырастет выносливость, и физическая, и умственная, а потребность в пище уменьшится.
Это был Ваге Даниелян, преподаватель английского языка из Еревана. Он уже много лет не ел вареную пищу, избавился от многих болезней и, если раньше часто простужался, то теперь совсем ничем не болеет, занимается марафонским бегом. У него в Армении более пятисот последователей, питающихся натуральной пищей - «натуристов». Он был не похож на фантазера или авантюриста, но поверить в такие чудеса было трудно. После лекции я подошел к нему, мы долго говорили. Он дал мне прочитать свой сокращенный перевод книги «Сыроедение», изданной в 1967 году в Тегеране, автор Атеров (Аршавир Тер-Ованесян). Вот лозунги из этой книги:
«Сырые растительные продукты должны быть единственной пищей человека.
Блюдоедение - противоестественное явление, которое должно быть изгнано из жизни человека.
Человеческая пища должна состоять только из живых клеток.
Кухонный огонь извращает пищу человека.
Сыроедение избавляет человека от всех болезней.
Блюдоедение - главная причина всех заболеваний человека.
Сыроедение увеличивает продолжительность жизни.
Приучать новорожденного к вареному - тягчайшее из преступлений».
В голове завертелся вихрь мыслей. Пройти мимо такой интересной идеи было невозможно. Она великолепно согласовалась с теорией и практикой голодания, а все вместе складывалось в единую и вполне логичную гипотезу. Чем дольше думал, тем больше убеждался в ее истинности.
Если наш организм от природы действительно рассчитан на сырое питание и если современная вареная, печеная и жареная пища является причиной многих человеческих болезней, тогда более понятными становятся явления, наблюдаемые после голодания, в частности, отрицательные реакции организма на некоторые продукты, прошедшие тепловую обработку.
Этим вопросом следовало заняться, тут обязательно есть «момент истины». Можно ведь перейти на сырую пищу и, если обещанные чудесные эффекты подтвердятся, - значит, гипотеза верна, я уже и так почти поверил, но нужны были объективные доказательства, чтобы не только верить, но знать точно. Если коротко, главный вопрос выглядит так: действительно ли вареная пища является причиной болезней человека?
Вскоре я познакомился с А.Н.Чупруном - тогда уже известным пропагандистом натуризма и сыроедения. Они с Даниеляном в один голос заявили, что перестройка организма на сырую пищу происходит не сразу, надо год не есть ничего вареного, а это не так просто, как может показаться. Они не отговаривали, но кто-то из них предупредил: «Смотри! Потом вернуться к вареной пище уже не сможешь: навалятся все прежние болезни, а то и другие». Но идея сыроедения меня так захватила, что отступать было уже поздно. Это рука судьбы, Она указывала мне путь, и я пошел, не оглядываясь.
СЫРОЕДЕНИЕ - ПУТЬ НА ОЛИМП
Было начало марта 1977 года. Я провел очередное десятидневное голодание и, начиная питаться, стал выдерживать единственный принцип - ничего вареного, только натуральная, сырая пища. После голодания, как и полагается, сначала - морковный сок, потом тертая морковь, яблоки, апельсины. А дальше в диете заменил все вареное: кашу, картофель, хлеб на натуральное: огурцы, помидоры, сырую капусту, морковь, репу, проращенную пшеницу, орехи, зелень, финики, семена и пр. Пытался есть и сырую картошку, которую любил в детстве, но она съедобна, когда молодая, а к весне уже не годится. По семейному бюджету и по ассортименту продуктов ограничений тогда не было, но, сколько бы ни ел, никак не мог насытиться.
С удивлением обнаружил, что в продаже натуральных продуктов меньше, чем переработанных. Перепробовал почти все травы и листья в лесу.
В мой рацион тогда входили:
Морковь, репа, свекла, огурцы, помидоры, капуста, салат листовой.
Яблоки, груши, апельсины, грейпфруты, лимоны, финики, изюм, инжир, бананы, виноград, абрикосы, вишни, сливы, арбузы, дыни (по сезону).
Пшеница (пророщенная или просто размоченная), чечевица (размоченная).
Мука пшеничная, ржаная, овсяная, отруби пшеничные (ел в виде густого сырого теста).
Орехи грецкие, кедровые, фундук, семечки подсолнуха.
Крапива, щавель, другие травы, листья липы, хвоя лиственницы.
Ради любопытства попробовал сырое мясо и рыбу на вкус, но есть не стал, зная об опасности заразиться чем-нибудь от таких продуктов.
Уже через два месяца в моем состоянии обозначились радующие меня изменения. Появилась удивительная легкость. Я не ходил, а летал. На шестой этаж взбегал по лестнице, соревнуясь с лифтом. По улице - только бегом, хотя торопиться не требовалось, но идти шагом было как-то странно, как передвигаться ползком.
Одно плохо, все время хотелось есть. Съедал много, ограничивал только объем желудка. Так и жил с переполненным животом, но постоянно голодный. Было еще одно отрицательное явление - уменьшение максимальной силы. Не чувство слабости, а именно снижение предельно возможной силы. Итак, отрицательных явлений только два. Зато положительных уже к концу мая было больше десятка!
Вот «плюсы»: бодрость, легкость, постоянно великолепное настроение, уравновешенность, нечувствительность к любой жаре и к холоду, отсутствие потливости, невозможность простудиться, исчезновение остаточных симптомов прежних болезней и даже давних травм, отсутствие сонливости после еды, небывалая выносливость и умственная, и физическая, необычайная ясность в голове, хороший крепкий сон и уменьшение времени, необходимого для сна. Я не считаю мелких бытовых «плюсов»: независимость от кухонной плиты, отсутствие жирной посуды в мойке и т.п.
О выносливости надо сказать особо. Максимальная сила, конечно, уменьшилась, но выносливость удивляла. Как-то целый день водил по московским магазинам приехавших за покупками гостей. Вечером гости «валятся с ног», а у меня даже нет потребности сесть отдыхать. Я забыл ощущение усталости.
«Плюсы» - это хорошо, но «минусы» все-таки тревожили. Не так ограничение силы, как постоянное чувство голода и невозможность его удовлетворить. Я и раньше был всегда худым, а тут уже полгода вес держится на девять килограммов ниже исходного и не поднимается. Теоретически я это состояние объяснял тем, что мои ферменты, годившиеся для вареной пищи, еще не успели перестроиться и не справляются с обработкой сырых продуктов, из-за этого организму достается малая часть питательных веществ из съеденной пищи. Слишком мал «коэффициент использования» сырой пищи. Но ведь у предков ферменты с этой пищей справлялись, значит, и у меня будут справляться.
В августе был в Болгарии. Там в Софии общался с сыроедами, они очень поддержали меня своим примером. Один студент сказал: «Когда я начинал сыроедение, то целый год даже не мог учиться, только ел и спал». После этого я понял, что мне грех жаловаться.
И вот однажды, в ноябре, во время еды произошло чудо. Съел сравнительно немного, как вдруг почувствовал, что больше не хочу. Не то, чтобы «не влезало», а просто пропал интерес к еде. Это было неожиданно и удивительно. Через два дня опять - поел немного и наелся. А дальше - каждый день. Вскоре с удивлением констатировал факт: мне достаточно четвертой части от прежнего количества еды. Исчезло ощущение постоянного голода и переполненного желудка, вес быстро прибавлялся. Стало ясно, что ожидаемая перестройка организма на сырую пищу, наконец, произошла.
В питании теперь нет проблем. На работе грызу морковку, или жую финики, или вообще ничего не ем, теперь вполне хватает двухразового, а то и одноразового питания. Появилось «верблюжье» свойство. Можно без всяких неприятностей не есть и день, и два, если чем-то очень занят или нет подходящих условий. Конечно, потом организм свое потребует, но это очень ценное свойство. И все это при невероятной выносливости и физической, и умственной.
Появилась независимость от внешней температуры. Теперь, выходя на мороз, можно быть очень легко одетым и при любой погоде не опасаться простудиться или замерзнуть. Можно без всякой подготовки купаться в проруби наравне с тренированными «моржами», и в жаркой сауне с удовольствием сидеть на самом верху, побивая все рекорды.
Стала превосходно работать нервная система. Настроение постоянно бодрое и оптимистичное в сочетании с ясностью мысли и уравновешенностью. Уменьшилась потребность в ночном сне и вообще в отдыхе. По всем статьям кругом - одни плюсы. Организм приобрел так много уникальных свойств, что невольно вспоминались неутомимые вечно юные легендарные боги и герои, обитавшие на горе Олимп.
Все эффекты, о которых на лекции говорил Даниелян, полностью подтвердились.
Но было и нечто большее. Для меня это стало открытием. Первым открытием. Обнаружилось, что чудесное самочувствие, которое возникает после РДТ и напоминает детское ощущение полета (я его стал называть «прозрачное»), при сыроедении не уходит, а остается как постоянное, нормальное. К нему можно даже привыкнуть. Удивительно, но ведь люди об этом не знают!
Оказывается, есть возможность принципиально иного ощущения здоровья, иного состояния человека. Человека - царя природы, не просто здорового, а ощущающего себя хозяином своей судьбы, неподвластным никаким бедам, окрыленным и свободно летящим над миром. Человека, осознающего себя всесильным и счастливого от возможности дарить счастье всем.
Вот оно, то самое, что с детства, из чудесных сказок ожидалось всю жизнь где-то в подсознании, как награда за терпение, за праведность, за стремление делать добро. Человек только начинает познавать себя, этот «бутон» еще не раскрылся.
Автор: Валентин Николаев.
Поделиться в соц. сетях