Информационная база Движения
создателей родовых поместий


Информационная база Движения создателей родовых поместий


Мы в соц. сетях:





Хорошие газеты
Родная газета Международная газета
"Родная газета"


Газета Родовое поместье Международная газета
"Родовое поместье"

Подписаться на рассылки
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка для тех, кто совершенствует среду обитания: как сделать, чтобы всем было хорошо. А на Земле быть добру!

Рассылка группы Google "Быть добру" Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом

Подпишись на рассылку "Движение создателей родовых поместий"
Рассылка для тех, кому интересен образ жизни на земле в гармонии с природой в своём родовом поместье. Родовое поместье – малая родина.

Рассылка группы Google "Движение создателей родовых поместий" Электронная почта (введите ваш e-mail):






















Каким бывает мёд (окончание)

Окончание. Начало в газете «Быть добру» № 1(37), 2009 г.

СВОЙ МЁД
И, наконец, мы дошли до самого лучшего сорта мёда. Это мёд «Свой», либо приобретённый у «Своих».
Если почитать книжки по пчеловождению, послушать выступления пчеловодов по телевизору, почитать статьи и материалы съездов пчеловодов, то создаётся впечатление, что большинство пчеловодов — это серьёзные люди с пасеками минимум на 100 пчелосемей. Однако если поговорить с владельцами пчеловодческих магазинов (где собираются и покупающие лекарства профессионалы, и покупающие рамки новички), то картина создаётся совершенно другая — получается, что в реальности большинство пчеловодов, это люди, содержащие пасеки на 5-15 семей и обеспечивающие мёдом только свою семью, родственников и соседей.
И таких, повторюсь, БОЛЬШИНСТВО!
Какой-то части из них пасеки достались ещё от дедов-родителей, но в последнее время (в т.ч. с ростом размеров приобретаемых садовых участков) появляется немало людей с нуля начинающих заниматься пчёлами, и вполне успешно.
Плюсы своего мёда:
1. Он не разведен.
2. Никто пчёл ничем вредным не кормил.
3. Никто пчёл новейшими лекарствами не лечил.
4. Можно заготавливать мёд хоть в сотах, хоть качать.
5. Помимо мёда можно заготавливать прополис (лечебный), пергу (особенно детям) и воск, как минимум.
В общем — сплошные плюсы.

--- ВРЕЗКА №2. «ИЗ ИСТОРИИ ПЧЕЛОВОДСТВА НА РУСИ» ---
На Руси издревле занимались пчеловодством. Древнегреческий историк Геродот 2500 лет назад писал, что народы, которые жили на территории нашей страны, вели обширную торговлю мёдом и воском.
В летописях Нестора (1056-1114 годы) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мёд и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией.
Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области Руси, писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчёл, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие мёда и воска».
По свидетельству арабского писателя Ибн-Даста, «страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут... Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчёл и мёд пчелиный сберегается».
Московский царь за какие-то провинности князя Ромодановского конфисковал его поместье. В описи «отписанного» на царя имущества значилась пасека. На ней находилось 543 улья с пчёлами, изба с сеньми, клеть, конюшня, 4 омшаника, сарай, в котором хранилось 644 порожних улья. Т.е. опыт крупных пасек (больше 1000 ульев) уже был.
В 1523-1524 гг. Альберт Кампензе в донесениях римскому папе Клименту VII «О делах Московии» сообщает о значительном сборе мёда и воска в России. Он указывает, что население держит близко от своих жилищ «домашних» пчёл, которые передаются по наследству из рода в род.
В 1826 году, когда в Российской империи налаживалась статистика и учёт, в Томской губернии — огромной территории, объединяющий современные Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и большой Алтайский край — было по 4,5 пчелосемьи на проживающего человека (!). И хотя бортевая и колодная системы пчеловодства давали не так много мёда с пчелосемьи, в среднем получалось по 50-70 килограмм мёда на человека в год (больше чем по 40-литровой фляге мёда). Это значит, что с учётом торговли, средняя семья потребляла минимум пару фляг мёда. Представляете? И мёд при этом стоил в разы дешевле сахара, был широко доступен, активно использовался для приготовления напитков, выпечки, как консервант и антисептик, для приготовления лекарств и т.д. Сегодня, конечно, тоже встречаются семьи, где «мёд едят» и суммарно потребляют по 3 фляги мёда в год, но, как правило, это семьи пчеловодов.
--- КОНЕЦ ВРЕЗКИ №2 ---

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Интересно, что в последние годы средний россиянин потребляет по разным оценкам порядка 0,25-0,3 килограмма мёда в год, т.е. примерно в 150-200 раз меньше, чем полтора века назад (см. врезку «Из истории пчеловодства на Руси»). А годовое потребление сахара у нас — 41 килограмм на человека в год. Т.е. в каком-то смысле средняя «сладость» жизни не изменилась, изменился вкус и польза от этой сладости. Причём даже по нормам современной медицины (многократно пересмотренным в сторону повышения) потребление сахара во всех продуктах не должно превышать 38 килограмм на человека в год. Делайте выводы.
В Германии, например, потребление мёда составляет 5 кг мёда в среднем на человека в год, т.е. примерно в 20 раз больше, чем в России, в среднем по ЕС — 3.5 кг, в Японии — 7 кг в год, а в Саудовской Аравии до 8 кг. В общем — отстаём. Точнее, мы хорошими темпами догоняем «развитые страны» по показателям больных раком и аллергией на душу населения, однако по самым простым и естественным способам лечения мы отстаём на порядки. (Известно, что мёд является хорошим профилактическим противоаллергенным средством, поскольку содержит пыльцу, и, потребляя с ним пыльцу и ферменты разных растений в гомеопатических количествах, организм поддерживает здоровую реакцию на них в течение года.)
Кстати, более низкое потребление мёда у нас, объясняется, в том числе, более высокой его ценой, поскольку по цене мёда мы обогнали как Европу, так и США. Складывается удивительная картина — по цене мёда мы их обогнали при гигантских возможностях по сбору (в несколько раз превышающие европейские), по цене на бензин мы их обогнали при огромных запасах нефти. Странные вещи у нас творятся, согласитесь.
Интересно, что уже сейчас на рынках нашей страны под видом дальневосточного продается дешёвый китайский мёд. Из чего они его делают — вопрос хороший, но цена у него очень небольшая (основные расходы — доставка), поэтому люди охотно его покупают. Более того — после вступления России в ВТО станет выгодно и мёд из Европы экспортировать в Россию. Поскольку даже при активном лечении пчёл количество лекарств, попадающих в мёд, мизерно (по сравнению с любимыми йогуртами), очевидно, что с получением сертификатов даже на самых залеченных пчёл проблем не будет. Цены на обычный мёд, конечно, упадут, но и качество... Видимо, появятся не только китайские куртки, выдаваемые за итальянские, но и китайский мёд, выдаваемый за германский.
Товарный мёд в России сейчас в основном поставляют несколько регионов, в том числе Краснодарский край. Там очень часто можно видеть такую картину — большое поле с чем-то цветущим, а на краю стоит прицеп с ульями в 2-3 ряда (до 36 ульев на прицепе). Это т.н. кочевое пчеловодство, которое не только даёт очень много мёда (несколько тонн с такого прицепа), но и существенно (иногда в разы) повышает урожайность многих культур. Известно, что стоимость добавочной продукции растениеводства, получаемой за счёт работы пчёл, в 10-12 раз превышает стоимость мёда и других пчелопродуктов. В итоге в тех же США стабильная плата за одну пчелосемью, вывезенную на поле, составляет 50-150$ (в зависимости от срока), а в той же Германии путём реализации государственной программы достигли в сельских районах уровня до 70 пчелосемей на квадратный километр.
При этом никуда не делать «российская специфика». Например, на кочевых пчеловодах (хоть как-то восполняющих низкое количество пчелосемей) подрядились зарабатывать гаишники. Пчёл нужно перевозить очень быстро. Если днём, когда температура воздуха поднимается, не встать на нужное место и не открыть ульи — многие семьи погибают («запариваются»). Зная это, гаишники по утрам ловят прицепы пчеловодов и под самыми надуманными поводами держат их, вымогая БОЛЬШУЮ взятку (перемножьте тонны мёда на цену килограмма, выглядит заманчиво, согласитесь). При этом подрубается отрасль на корню. Люди просто отказывались от кочёвок, после 2-3 серьёзных потерь семей и постоянной нервотрепки, что гаишников, очевидно, не волнует. Федеральный закон о пчеловодстве долго и со смехом обсуждался депутатами, но так и не был принят, в итоге 5 регионов (в их числе Краснодарский край) приняли местные законы, защитившие пчеловодов от произвола гаишников. Остальные же территории этого так и не сделали со всеми вытекающими. Кому, кроме самих пчеловодов, это надо? У нас вам тут не Германия.
В общем, с традиционным вопросом «Кто виноват?» — более менее разобрались (никто). Разберём следующий традиционный вопрос.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Интересно, что сегодня, несмотря на высокую цену мёда и т.п., существует достаточное количество пчеловодов, которые не любят отдавать мёд перекупщикам, да и сами торговать не любят. В итоге у них образуется мёд, часто замечательного качества, который они готовы легко отдать, ну может чуть дороже, чем тому же перекупщику (в 2-2.5 раза дешевле розничной цены), особенно если будет достаточный объём.
То есть в идеале нужно кооперироваться несколькими семьями (например, на работе, на даче, среди друзей и т.д.), находить таких пчеловодов и покупать у них хороший мёд.
Кстати, до сих пор в некоторых старых государственных учреждениях существует продажа мёда через профком, когда и профком на этом немного зарабатывает и люди получают хороший мёд по разумной цене. Так что, в конце концов, если сами столько мёда не осилите, можно в такой профком сдать — все довольны будут. Где таких пчеловодов искать?
Вопрос хороший. Очевидно, что во всех местах, где висят объявления «продам мёд», они повешены совсем не такими пчеловодами (а то и не пчеловодами вовсе).
Хороший вариант для поиска — через пчеловодные магазины, причём в городках и сёлах небольшого размера. Часто бывает, что в каком-то небольшом городе или селе расположен местный пчеловодческий магазин, который всех окрестных пчеловодов обеспечивается той же вощиной, инструментами и т.д. Вощину сейчас редко кто сам делает — хлопотно, проще на воск обменять. Вот весной, в момент таких обменов, и нужно таких людей в магазине ловить. Или поговорить с продавцом — он скорее всего ещё какой-нибудь метод посоветует, а если человек понравится, то и адрес даст. Ну и дальше остаётся договориться и чётко договоренностей придерживаться, снижая долю потребления сахара (в т.ч. в виде продуктов) в своей семье до минимума.
Есть и более простые пути — например, как-то лично встречал фермера, который у себя выращивает много культур без удобрений, при этом у него есть немалое число знакомых из города — постоянных клиентов. Люди по осени, созвонившись, приезжают к нему на выходные (у него оборудовано место для отдыха), отдыхают и уезжают с полными багажниками продуктов, проседая на рессорах и чиркая задом по сельской дороге. И все довольны. Причём у него и пасека есть, но небольшая — скорее, как я понимаю, чтобы опыление было хорошим и урожаи более стабильные. Таких людей найти можно, хоть и цены у них будут повыше — на уровне городской розницы, зато и качество продуктов кардинально выше той же розницы.
Ещё проще оставить объявление со своим телефоном в сельском пчеловодческом магазине. Нелюдимые — не позвонят, т.е. цена будет выше, зато и искать — проще. Наконец — сегодня существуют пасеки со своими сайтами. Казалось бы — давно ли стало можно по GPRS выходить в Интернет (года 4 как), а уже появились пчеловоды, которые не выезжая с пасек не только вышли, но и сайты своих пасек создали. У таких пчеловодов часто вообще очереди на осенний мёд записываются с января, хотя и цены там немалые. (Самые большие из всех описанных выше вариантов). Зато найти такие пасеки и договориться — совсем просто.
Короче, методов найти хороший мёд — море, было бы только желание. И дальше уже цена только от силы желания и времени зависеть будет (чем больше времени и желания, тем ниже цена).
Другой путь, более сложный — это решиться и самому пчел завести. Времени на это уйдёт в разы больше, чем на любой поиск и визиты к любым пчеловодам, но если есть свой участок с садом и огородом — дело того стоит. Опять же — в итоге обходиться будет дешевле, а то и прибыль давать.
Причём пчёлы на своём участке сразу несколько функций выполняют: тут и опыление (у себя и у соседей всё будет опылено на совесть), и охрана (в тех же дачных садах далеко не всякий решится обтрясти яблони, под которыми стоят ульи), да и сам процесс ухода за пчёлами и наблюдения за ними на очень правильный лад мысли настраивает. Из всех политиков, пожалуй, только мэр Москвы Юрий Лужков регулярно за пчёл агитирует, причём как раз не на экономическую составляющую напирая, а всегда в первую очередь рассказывая, как это здорово — за пчёлами ухаживать и за их жизнью наблюдать.
Здесь нужно сразу оговориться, что существует несколько систем промышленного пчеловождения (когда пчеловод занимается пасекой каждый день не разгибаясь) и именно таким системам посвящено 95% литературы, сайтов и т.д. И лишь очень редко встречаются книжки и материалы для пчеловодов, которые хотели бы завести 3-7 ульев. Причём среди них встречаются иногда откровенно неверные рекомендации... Можно долго рассуждать, почему так бывает, известно только, что некоторые «неправильные» профи (не из тех, которые занимаются пчёлами ради пчёл, а из тех, что ради денег) — так вот — такие профи очень активны в смысле публикаций, и они очень не любят «любителей» (те рынок портят). Дальше думайте сами, намёк сделан.
Самое главное, что, в принципе, возможно достаточно устойчиво (годами) держать пчёл, всего несколько раз в год заглядывая в улей, и чтобы пчёлы были достаточно здоровы, и мёду хватало. Мёду при этом будет, конечно, несколько меньше, чем при интенсивном пчеловождении, но и пчёлам будет поспокойнее. А уж вам и подавно.
В общем, ситуация простая — когда-то мёд был на столе постоянно, и его просто ели килограммами с чаем, блинами и куличами, его заливали слоем сверху в варенья и «консервацию», чтобы не портилась, на его основе существовало большое количество напитков, начиная с медового кваса и многих других. Наконец, лечились мёдом с молоком, медовыми примочками, использовали мёд как антисептик. Сейчас натуральные продукты из рациона активно вытесняет разного рода химия, а мёд остается как редкое праздничное лакомство, да как лекарство. И только избранные продолжают кушать вкусные блюда без химии с мёдом на десерт. И далеко не всегда для того, чтобы попасть в круг этих избранных, нужны деньги, часто для этого нужно просто правильно использовать своё время. Тех же способов получения лучшего сорта мёда — своего — масса, нужно только действовать! Не ждите. Дешевле, чем вы сами, о вашем здоровье больше никто не позаботится! Лекарства обойдутся дороже.
Удачи!

P.S. Одна из серьёзных причин описанного выше безразличия к питанию в том, что у людей нет ни цели, ни необходимости жить здоровыми. Круг «работа»-«заработок»-«отпуск за бугром»-«работа» не даёт возможности задуматься о смысле своей жизни. И ощущение её бессмысленности проявляется во всём, в том числе, и в безразличии к себе. Не претендуя на универсальность, данная публикация предлагает вам ещё раз задуматься о том, что мы едим и куда в результате идём, а также содержит конкретные рекомендации по частному поводу. Дальше выбор за вами!

Д. Ватолин. к.ф.-м.н., пчеловод-любитель.



Поделиться в соц. сетях


--- Подпишись на рассылку "Быть добру"... --- --- Информационная политика портала... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---



Разработка сайта http://devep.ru
Copyright 2006-2024 © Международная газета "Быть добру"
Информационная политика международной газеты «Быть добру» http://gazeta.bytdobru.info/o-gazete/#anchor163
Ответственность за содержание информации несёт её автор.