Лес, который посадил Юй Цинн
02 августа 2019, 11:28
Юй Цин занялся посадкой деревьев, чтобы заработать на жизнь, а позже эти деревья стали смыслом всей его жизни.Извилистая дорога уходит в горы, в стороне от дороги появляется небольшой одинокий двор. Ветхий дом 1970-х годов постройки, сырые стены заросли длинным мхом. В горах нет электричества, не принимаются сигналы сотового телефона. Во дворе живёт пожилая пара – Юй Цин, которому 87 лет, и его жена, которая моложе его на 4 года. Жизнь в горах трудная, четверо соседей переехали с гор в долину, остались только они. Юй Цин тоже может переехать с гор и жить у внучки, но он не может бросить в горах свою мечту.
За 29 лет вместе с семьей Юй Цин на 600 му (40 гектарах) бесплодных холмов высадил несколько сотен тысяч деревьев. Саженцы тогда были тонкие как палочки для еды, а сейчас уже в диаметре с большую чашку. Горы позеленели, люди состарились. Сегодня старик каждый день отправляется в горы, чтобы увидеть посаженные им деревья, и на душе у него становится спокойнее.
Внучка Юй Цина Юй Хайся помогает деду ухаживать за лесом. Хайся считает, что посадка деревьев, уход за лесом не только мечта трех поколений её семьи, но это позволяет многим людям наслаждаться даром природы, этим кусочком зелени.
В деревне Чжунюань уезда Ханьцуньхэ пекинского района Фаншань все знают Юй Цина. Под его руководством три поколения семьи в течение 29 лет бесплодные холмы превращают в густые леса.
До 1984 года Юй Цин был пастухом. У них было больше 100 овец, в селе это было самое большое стадо. В то время на горах ничего не было. Каждый год в начале весны он поджигал старую высохшую траву. После дождя через 20 дней в горах появлялась новая трава.
Помимо разведения овец они сажали немного проса, жена содержала кур и свиней. В то время жизнь в горах была очень трудной, но у его семьи было, что есть и пить, по сравнению с другими жителями деревни жили они довольно не плохо. В 1984 году его племянник заведовал в коммуне лесным хозяйством. В то время в стране в рамках политики озеленения крестьянам предлагали семейный подряд на 30 лет по выращиванию леса в горах. Тогда никто не хотел сажать деревья. В коммуне решили, что кадровые работники должны взять на себя инициативу. Племянник пришел к Юй Цину и начал уговаривать дядю заняться выращиванием леса. Говорил, что не нужно уже разводить овец, за посадку деревьев на 1 му дают 10 юаней, а за подряд на озеленение 600 му получится 6000 юаней.
В то время 6000 юаней были деньги немалые. Семья бедная, внучке было только 10-лет, с деньгами всюду можно пойти учиться. Из-за денег он и согласился. В деревне жило более 100 семей, но только его семья взяла подряд на посадку леса. Когда речь заходит о лесе, Юй Цин радуется как ребенок. Вспоминает, как с внучкой сажал первые деревья.
Государство выделило деньги на 10 тыс. саженцев. Но этого было не достаточно. Юй Цин продал овец и на вырученные деньги купил еще саженцев. Сажать деревья в горах – это не то, что на равнине. Засушливой весной деревья не выживают. Заниматься посадкой деревьев нужно только в дождливый сезон, тогда земля мягкая. Чем больше дождей, тем больше нужно сажать деревьев. Они разрыхляли мотыгой землю и сажали деревья, на посадку одного саженца уходило две минуты.
Юй Цин вместе с сыном и дочерью на рассвете уходил в горы на целый день. Иногда внучка, которая приезжала на каникулы, приносила им еду. В посадке деревьев нет ничего особенного. В соломенной шляпе, в матерчатых туфлях, с куском пластиковой плёнки на случай дождя Юй Цин укладывал в дырявый мешок саженцы и отправлялся в горы. По скользкой после дождя горной дороге, весь в грязи поздно вечером возвращался домой. На следующее утро опять отправлялся в годы.
Никто не думал, что посадка деревьев может создать так много проблем. С каждым новым саженцем горы постепенно зеленели. Но вместе с этим отношения с односельчанами становились все более напряженными. Каждый раз, поднимаясь в горы, он боялся, что с таким трудом посаженные деревца могут быть съедены овцами. Увидев возле посадки пастухов со стадом, он останавливал их, и говорил, чтобы шли в другое место.
Юй Цин вспоминает: «Многие в селе не понимали и ссорились со мной. Некоторые говорили, что таких горах только дураки садят деревья, мол, вы сами не пасёте овец и другим не позволяете». Юй Цин выдержал натиск соседей, продолжал посадку деревьев. К концу 1984 года по оценке специалистов выживаемость деревьев у Юй Цина составила 100%. За посадку деревьев семья Юй Цина получила вознаграждение, его даже объявили передовиком.
Но в начале весны 1985 года в горах вспыхнул пожар, несколько десятков тысяч саженцев погибли, от пышного леса остались только коряги да пепел. Юй Цин рассказывает «Огонь пришёл в полночь из-за гор, пламя осветило двор, я увидел, что горы стали чёрными, и подумал про себя - это конец. Все деньги от продажи овец, потраченные на саженцы, были потеряны».
С помощью солдат армейских подразделений огонь был потушен. Руководство деревни оказало поддержку. Юй Цин тоже решил не отступать и снова приступил к посадке саженцев. На этот раз, он посадил больше деревьев и более плотно. Кроме того, большую часть саженцев он выращивал сам. У него не было денег на покупку саженцев, поэтому решил всей семьёй собирать в горах семена и создать собственный питомник. 5 км от его дома в горах были деревья, посаженные в 70-х годах прошлого века. За один день собрали больше 50 кг семян туи. Руки стали чёрными и липкими от масла, выступавшего на семенах, отмыть их никак не получалось.
Семена деревьев сначала раскладывали на дороге, чтобы высыхали на солнце. После праздника Весны, семена равномерно рассыпали на кане. Затем протапливали кан, а семена покрывали полиэтиленовой плёнкой. Утром и вечером поливали водой. Через пару недель работы семена начали давать ростки. К июлю саженцы были уже 30 см высотой. В 1985 году в сезон дождей высадили деревья в горах. Горы снова зазеленели.
Но небеса, словно нарочно, испытывали Юй Цина на прочность. Весной 1986 года, второй лесной пожар уничтожил почти половину саженцев, которые уже выросли до полуметра. Юй Цин два дня ничего не мог есть и лишь тихо плакал.
Посадка деревьев довела семью до крайности. Все решили, что после двух пожаров старик бросит это дело. Но Юй Цин принял удивительное решение - снова высадить в горах десятки тысяч саженцев. Кроме того он решил с сыном построить защитную стену от огня на вершине гор. Пять месяцев собирали в горах камни. А затем, используя горный ландшафт, начали выкладывать из камней стену. Всю траву возле стены скосили.
Дело это непростое. Всю зиму и весну сооружали стену. И эта стена сыграла свою роль. Весной 1987 года, когда снова вспыхнул пожар, пострадал только небольшой участок, где не было ещё стены. Пожар быстро потушили с помощью солдат воинской части, что располагалась поблизости. В то лето Юй Цин достроил защитную стену. Каждый раз, когда Юй Цин смотрит на эту стену длиной в 2 километра и высотой в один метр, которая подобно Великой китайской стене возвышается на горном хребте, то даже сам чувствует, что это невероятно. С тех пор этот участок леса не страдает от лесных пожаров.
Летом 1990 года Юй Цин на пустыре в горах посадил 3000 саженцев боярышника, 2700 саженцев абрикос, китайских фиников, хурмы деревья. Теперь это роскошный сад.
Кроме посадки деревьев в его жизни не было других идей. Он только мечтает оставить потомкам немного прохлады. Чтобы облегчить уход за лесом, они с женой остались жить в горах. Дети звали его к себе в долину, но Юй Цин не согласился. Он говорит «Дети действительно переживают за меня, а я сказал им, если вы меня так любите, то лучше помогите посадить несколько деревьев, чтобы сохранить этот лес». Вся жизнь Юй Цина связана с его лесом. Для него все эти деревья словно дети. Как он их может оставить.
Дети не позволяют Юй Цину отказаться от его мечты. Старший сын в 1997 году стал лесничим. 39-летня внучка Хайся уволилась с работы в городе, вернулась в горы, чтобы продолжать воплощение мечты деда.
Поделиться в соц. сетях