В Беларуси начали создавать родовые поместья (29 июня 2009 г.)

«Хочу стать помещиком»
Александр, один из первых жителей «Рос», встретил меня на автомобиле в деревне «Падневичи» (недалеко от городка Раков). Деревни в этих местах стоят плечом к плечу. Некоторые - довольно оживлённые, другие постепенно угасают под звон пустых бутылок и негромкий хруст пенсионных купюр. Так, в селе, расположенном прямо напротив родового поселения, осталось всего три двора...
- В «Росах» уже около 50 человек, причём 10 дворов уже зимуют, - рассказывает Александр, пока мы рассекаем по гравию вдоль вытянувшегося по правую сторону посёлка. - Планируем, что со временем «Росы» расширятся - появятся дома по другую сторону дороги. Вообще, идеальный размер такого поселения - 100 дворов, то есть около 300 человек. Тогда и школа понадобится… А пока вот согласовываем с местными властями названия улиц.
Автобус проходит здесь два раза в неделю, электричество в молодое поселение провели пару месяцев назад (телефон и водопровод - на подходе). До этого вечерами жгли свечи. То есть зимний день кончался часов в 7 вечера.
Чтобы начать жить в «Росах», недостаточно просто купить кусок земли, построить дом. Процесс перехода в статус «помещик» пусть ненавязчиво, но всё же напоминает обряд инициации. Человек начинает общаться с единомышленниками и посещает еженедельные собрания общественной организации «Сотворение», которой, кстати, помогают белорусские чиновники, бизнес-структуры (в частности, крупный мобильный оператор) и просто близкие по духу. Недавний пример активности центра - посадка дубовой аллеи возле претенциозного воплощения белорусского хай-тека - Национальной библиотеки. Затем неофит наведывается в посёлок, живёт в гостевом доме. На росическом вече, которое проходит раз в две недели в живописной беседке с кострищем, голосованием определяют степень сознательности новоиспечённого поселенца. Затем небыстрый процесс юридического оформления права на землю, строительство дома…
Рай на земле
Гостевой дом находится на отшибе, в гуще Налибокской пущи, некогда контрабандисткой, а позже партизанской земли обетованной.
- Надо новый дом строить, - вздыхает Александр. - Этот старый, гостей размещать всё труднее.
- Часто приезжают?
- Постоянно! И со всего мира. Даже из Германии, Канады, Ирландии селиться хотели.
Внутри деревянные полати в два этажа, карта посёлка на стене, книжная полка, обеденный стол и, немного неожиданно, компьютер с принтером в углу.
- Тут у нас холодильник, тут крупы… - заботливо начали просвещать меня будущие помещицы и сразу же предложили попробовать самодельного хлеба на капустном листе.
Само собой, что встают в «Росах» рано. Новички ездят в сельсовет, чтобы утрясти юридические вопросы, уходят на свой участок или облагораживают территорию вокруг. В первый день мы прорубали путь в светлое будущее, то есть расчищали от бурелома дорогу в посёлок, пока не увидели крыши самых разнообразных домов: похожих на крестьянские хаты, напоминающих восточные пагоды - кто во что горазд. В выходные (правда, на этот раз без моего активного участия - отправился в посёлок) ребята сооружали исполинскую теплицу и тревожно наблюдали, как сохнет в земле глиняный фрагмент печи.
- А откуда вы узнали, как печку делать? Кто научил? - спрашиваю у Саши - в ближайшем будущем помещика.
- Сам научился. Кое-что почитал, а так - силой воображения: представил, как должна выглядеть, и начал делать, - уверенно ответил он.
Днём у помещиков дел невпроворот. Некоторые уже совсем по-деревенски осторожны и даже благоразумно-подозрительны.
- Ну, нечего тут пока фотографировать, и хвастаться нечем, - скромно пожимают плечами. - Приезжайте попозже, когда дом достроим, пчёл разведём.
Большинство пока живёт в «Росах» наездами. Помещики - люди в основном семейные. Часто бывает так, что, например, жена с ребёнком проводит большую часть недели в гостевом доме, а муж приезжает на выходные. Рассказывает прочно обосновавшийся с семьёй в «Росах» Игорь:
- Я всю жизнь старался подальше держаться от города, пытался жить на хуторе. Три года с семьёй искали такое место, где будет спокойно. Мы три года искали такое место, где будет спокойно, хорошо, где будут жить наши друзья и единомышленники.
- Это похоже на деревню?
- Нет, совсем другой менталитет.
- ?
- Например, у них праздник: либо пьют, либо ничего не делают. Для нас в любой день дерево посадить - самое то.
Население посёлка пёстрое. Самому молодому росичу ещё нет и одного года, самые взрослые относятся к категории, которую принято именовать «лица пенсионного возраста». Хотя молодёжи очевидно больше, и это вполне естественно - легче преодолеть инерцию, сняться с места и начать новую жизнь на новой земле. Среди поселенцев можно найти студентов, бизнесменов (причём довольно состоятельных), пиарщиков, таможенников, строителей, звукорежиссёров… Почему-то очень распространённый ответ на вопрос, кто вы по профессии:
- Программист.
В поместьях рождаются дети (уже семеро на все «Росы»). Пока приезжие из города кутаются в шерстяные свитера, поселенческие полуторагодовалые малыши ходят босиком и плещутся на берегу поместных прудов. Они больше похожи на детей из японских семей: едят, когда хотят, спят, когда устают, идут туда, куда глаза глядят. Ловкая система насилия и ограничений, известная как «воспитание», заменена уважением и доверием.
Похоже на то, что стремительно деградирующий институт семьи обретает здесь второе дыхание. Неизвестно, не случится ли с этим подрастающим поколением то же, что стало с отпрысками семей «детей цветов» или толстовцев - экзотический образ жизни отцов явно попал им не в то горло. Но пока эта патриархальная направленность дышит свежестью и новизной. В родовом поместье растёт родовое дерево, на книжной полке стоит родовая книга с подробной летописью семьи. Когда под ногами почва - прибегать к корням получается проще. Для минских жителей, наверное, процентов на 90 горожан в первом-втором поколении, это актуально особенно.
Экологически чистый бизнес
В посёлке совместно отмечают праздники (от Нового года до собственного - Дня Земли), собираются на поляне, поют, пляшут. Вектор на аутентичность закономерно вызывает интерес к фольклору, древним праздникам - это придаёт местной культурной направленности лёгкий языческий привкус.
В «Росах» не скрывают: большие надежды возложены на то, что земля позволит не просто жить здоровой жизнью, но и зарабатывать:
- Деньги должны идти к нам сами, - говорит Александр. - В крупных родовых поместьях уже создают товарные знаки, и торговля идёт во всю. Когда у нас будут достаточные объёмы, мы тоже к этому придём. Причём цены думаем делать в несколько раз выше, чтобы разрекламировать товар. В Европе существует система сертификации экологической продукции. Сертифицированный фермер может продавать овощи и фрукты дороже. Разумеется, это накладывает на него ряд ограничений: например, он не имеет права использовать химические удобрения. Уверенными шагами эта система идёт и к нам. На практике оказывается, что по вкусовым качествам эта экологическая продукция мало отличается от обычной. Дело тут скорее в бренде, наклейке. А вот продукты, выращенные в родовых поместьях, будут качественно отличаться - разницу можно будет почувствовать просто на вкус.
Белорусский Партизан, 29 июня 2009 года
Поделиться в соц. сетях